Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги


По мнению Ф. Зимбардо застенчивость широко распространена в обществе. Большинство населения страдает или был когда-то застенчив. Застенчивость может являться проблемой, создающей сильный дискомфорт для большинства застенчивых людей. Можно рассматривать застенчивость как не только состояние человека к конкретный момент времени, но и качество личности.

Достаточную эффективность решения проблемы застенчивости может показать комплексный подход.

Можно выделить следующие уровни застенчивости:

1) Патология. Человек вообще не может контактировать ни с кем, кроме некоторых очень близких родственников.

2) Социальный барьер общения, который застенчивый человек никак не может преодолеть как ни старается.

3) Социальный барьер, который застенчивый человек может преодолеть, приложив некоторое усилие.

4) Человек легко общается, но все же чувствует некоторый дискомфорт и проявления застенчивости.

5) Человек может общаться, может легко это делает, но все же он чувствует, что для определенного социального контакта ему надо преодолеть некоторый барьер. Ему просто неохота действовать, преодолевать этот барьер.

6) Барьера нет, но человеку неохота, лень действовать.

7) Барьеров нет. Некогда действовать.

Незастенчивым человеком можно назвать человека у которого отсутствуют все коммуникативные барьеры, человек легко общается, идет на социальные контакты, при общении может сделать что угодно, лишь бы это было необходимо или рационально.

При работе с группой вначале работы можно порекомендовать подробно описать такого человека, приводить примеры эффективных социальных взаимодействий. Это может повысить и желание работать над собой, и являться мотивирующим фактором к дальнейшему саморазвитию тренирующихся.

Можно предложить следующий подход в решении проблемы застенчивости:

1. Коррекция причин застенчивости причин застенчивости и дискомфорта.

Достаточно эффективными средствами при решении проблемы застенчивости могут быть современные информационные технологии: компьютерные программы, и сеть Интернет. Можно предложить использовать заменители реального общения (чат, чат с веб-камерой, посещение сайтов знакомств) для повышения опыта и качества социальных взаимодействий лицом к лицу.

2. Собственно выведение из состояния застенчивости.

Коррекции застенчивости могут способствовать на данном этапе различные психологические тренинги, упражнения и задания:

1) Общение в сети Интернет и внутренней сети в компьютерном классе с членами своей психологической группы.

2) Просмотр видео сюжетов, где приводятся случаи, как проявления застенчивости, так и проявления социально смелых действий.

3) Медитация, самовнушения, гипноз.

4) Физические упражнения (танцы, боевые искусства).

5) Специальные упражнения и задания на социальные взаимодействия в составе группы, избавляющихся от застенчивости.

6) Разыгрывание различных жизненных ситуаций, как вызывающие положительные эмоции, так и отрицательные, а также нахождение нестандартных решений выхода из коммуникативных ситуаций. После проведения ряда тренингов можно будет предложить проводить тренинги за пределами аудитории: выполнение заданий на улице. Например, подойти к любому человеку и сделать вид, что узнал в нем знакомого и другие с постепенным возрастанием сложности задания.

7) Побуждение личности к применению различных социально-психологических «масок». На этом этапе следует проявлять особую осторожность, чтобы не допустить расщепления личности.

8) Работа с квестами, аниме играми симулирующими общение.

9) Голосовые упражнения (закричать как тигр, и т.д.).

10) Изучение методов самоконтроля, позволяющих контролировать свое эмоциональное состояние. Изучение и применение языка жестов и др.

3. Исключение дальнейшего появления и проявления застенчивости.

Основными способами коррекции могут выступать тренинги и упражнения, которые можно порекомендовать выполнять регулярно в течение оставшейся жизни. Основными критерием, на которые можно порекомендовать обратить внимание являются следующие:

а) максимальная эффективность;

б) минимальное количество времени необходимое на выполнение данных упражнений;

в) данные упражнения должны приносить не только пользу, но и удовольствие.

4. Профилактика застенчивости (для людей, не страдающих застенчивостью), а также

Важную роль в решении проблемы застенчивости может оказывать исключение возможности предпосылок ее проявления.

Анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические методы исследования, а также опыт собственной педагогической деятельности позволяет предложить следующие рекомендации по самостоятельной коррекции застенчивости.

  1. Вести дневник в которой описываются интересные ситуации. Например ситуации, когда застенчивость была преодолена с целью закрепления результата и дополнительного переживания ситуации. Ситуации же проявления застенчивости лучше можно порекомендовать не описывать. Можно описывать ситуации которые добавили коммуникативной мотивации, и имели сильно положительный эмоциональный эффект. Чтение в дальнейшем данного дневника может оказать положительное влияние на мотивацию к общению и дальнейшему саморазвитию. Этот дневник рекомендуется читать и представлять во всех подробностях все случившееся. Это можно порекомендовать делать регулярно и перед важными социальными контактами.

  2. Регулярно читать художественную литературу и периодику содержащую описание коммуникативных контактов подобных тем что можно рекомендовать записывать в своем дневнике.

  3. Можно порекомендовать использовать смех в качестве средства коррекции застенчивости: изучение юмористических монологов, чтение и прослушивание юмористических произведений.

  4. Нестандартный и развязный (контролируемый) подход к общению и жизненным ситуациям. Тренировка развязности.

Важным средством коррекции застенчивости может выступать устранение причин застенчивости.

Застенчивость может иметь причины своего возникновения. Причинами застенчивости могут послужить различные факторы:

  1. Сексуальные отклонения (З. Фрейд).

  2. Социальное внушение (Ф. Зимбардо).

  3. Слабость в физическом отношении.

  4. Врожденные качества (Ф. Зимбардо).

  5. Социальное программирование(Ф. Зимбардо).

  6. Синдром первенства(Ф. Зимбардо).

  7. Неправильное сексуальное воспитание (Ф. Зимбардо).

Для того чтобы избавится от застенчивости можно порекомендовать:

1) исключить приведенные факторы, либо блокировать их средствами психологии;

2) компенсировать вред, нанесенный этими факторами.

Может наблюдается зависимость между культурой, финансовым состоянием общества, политическим режимом, законами.

Положительный эффект при коррекции застенчивости могут оказать тренинги застенчивости при работе с группой.

  1. Застенчивость может являться сильным эмоциональным состоянием. Следовательно, если застенчивый человек немного успокоится и научится успокаиваться, то его застенчивость может ослабнуть. Если человек научится ослаблять эмоции или контролировать их в определенные моменты времени – это не только может позволить ему корректировать свое поведение, но и добиться в данной ситуации своих целей и не дать застенчивости помешать ему.

В качестве методов успокоения можно предложить применять: отвлечение, визуализацию, самовнушение, медитацию, гипноз, боевые искусства, телесно ориентированную терапию, массаж.

Застенчивость может затруднить не только разговорное общение, но и сковать движения застенчивого человека. Следовательно раскрепощение движений человека, можно оказать корректирующий эффект при борьбе с застенчивостью. Для этих целей можно успешно использовать танцы, боевые искусства.

  1. Одной из причин застенчивости может являться физическая слабость, отсутствие возможности защититься. Коррекции застенчивости может способствовать устранение факторов ее вызывающих. Следовательно, можно рекомендовать корректирующим застенчивость изучать системы самообороны, боевые единоборства, боевой спорт, боевые искусства. В составе тренингов можно порекомендовать изучать каратэ (неспортивную форму), капойэру. Подобная деятельность поможет постоять за себя в опасной ситуации, и следовательно быть более уверенным в любой ситуации коммуникации.

На тренингах можно применять например: формальные упражнения карате – ката; технику реального боя каратэ; движения и технику капойэры; элементы брейк-данса; произвольные танцы по заданиям; танцы в парах; бальные танцы.

Также коррекции застенчивости может способствовать формализация посредством написания договора «сам с собой», в котором закрепить обязательства избавится от застенчивости в определенный срок срок.

Можно также предложить придерживаться рекомендаций по профилактике и предотвращения появления застенчивости, этому могут способствовать Рекомендации по коррекции застенчивости при повседневной коммуникации.

После прохождения тренингов можно порекомендовать продолжать упражняться в течение всей оставшейся жизни, дабы исключить возможность возвращения в исходное состояние.

Кроме того после прохождения курса коррекции застенчивости, можно порекомендовать регулярно применять знания и навыки приобретенные на тренингах и занятиях.

Мнение психологов расходится по поводу того может ли человек поменять темперамент в течение жизни. Если принять точку зрения, что темперамент в течение жизни не меняется, а например интроверты характеризуются направленностью на свой внутренний мир, то может стать очевидной возможность возникновения застенчивости, после ее коррекции. Первое время человек по инерции после тренинга легко общается, но в связи с направленностью на внутренний мир он мало времени проводит в обществе, забывает, те ощущения которые он испытывает в общении, теряет социальные навыки и постепенно возвращается к прежнему состоянию. Если же принять точку зрения об изменчивости темперамента, то интроверт в результате тренингов становится экстравертом, ему становится легче и интереснее общаться, но он продолжает жить в том же обществе, в том же доме, в той же социальной среде, с тем же материальным достатком – с теми всеми факторами, которые привели его в состояние застенчивости и не факт что он сможет их нейтрализовать и не вернуться в первоначальное состояние.

Упражнения можно порекомендовать подбирать удовлетворяющие следующим требованиям:

а) Максимальная эффективность.

б) Упражнения должны приносить не только пользу, но и удовольствие.

в) Минимальное количество времени необходимое на выполнение данных упражнений.

В этому случае удовольствие получаемое от упражнений может играть роль мотивационного фактора.

Минимальное количество времени необходимое на выполнение данных упражнений – может быть вполне вполне адекватный требованием в современном обществе, когда человек перегружен, на работе, на учебе, при наличии множества потребностей. На все выше перечисленные необходимо время. Вполне вероятно что у тренирующегося свободного времени может вообще не оказаться в достаточном количестве. Поэтому тренинги можно порекомендовать организовать так, чтобы они были частью его повседневности, чтобы, например выполняя свои обязанности по работе он мог одновременно тренироваться. Упражнения можно порекомендовать реализовывать так, чтобы они стали частью его повседневной жизни, стали его образом жизни.

Этому может способствовать использование системы самоконтроля. Например листа самоконтроля где отмечается в что делал человек в течении дня. Лист самоконтроля может представлять из себя сетку каждая клетка которой символизирует секунду жизни человека. На таком листе можно отмечать что человек делал и что планирует сделать различными цветами в определенных областях. Это может позволить эффективнее контролировать свое время, и контролировать, например как часто человек общается.

Вторым средством самоконтроля может быть распечатанный текст содержащий основополагающий сферы деятельности человека и области его саморазвития.

В подобных средствах самоконтроля могут вписываться например приказы себе, а также заметки и самонаблюдения. При этом можно порекомендовать строго следить за выполнением приказаний, которые человек сам себе делает.

В качестве примеров приказов способствующих коррекции застенчивости можно предложить следующие:

  1. Применять законы общения Дейла Карнеги во время повседневного общения.

  2. Изучать «Язык жестов и телодвижений» посредством чтения книги 3 минуты в день и наблюдений в течение дня.

  3. Повторять все изученное ранее 5 минут в день.

  4. Читать художественную литературу описывающую коммуникации 10 минут в день.

  5. Играть в хинтай-аниме игры 10 минут в день.

  6. Общаться в чате 10 минут в день.

  7. Общаться на сайтах знакомств 40 минут в день.

  8. Осуществлять новое знакомство каждый день с представителем противоположного пола репродуктивного возраста.

  9. Находить нового знакомого каждый день.

  10. Выполнять упражнения, которые выполнял на тренинге 3 минуты в день и т.п.

Можно порекомендовать использовать в качестве критерия при формировании и выполнении подобных приказов – практико-ориентированный подход, то есть прочитал – представил – применил - повторил.

Предложенные алгоритмы коррекции застенчивости могут способствовать решению коммуникативных задач.

Список литературы.

  1. Вагин И.О. Практика эффективного поведеня/ И.О. Вагин, С.Ю. Мамонтов. – СПБ.: Питер, 2001. – 192 с.

  2. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991. – 208 с.: ил.

  3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей; Пер. с англ./704 с.

  4. Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 272 с. (Серия «Психологический бестселлер»).

  5. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб: Издатель­ство «Питер», 2000. — 1024 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

  6. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / З. Фрейд, Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. - 448с.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

С.А. Румянцев (к.п.н)

Пенза, ФГОУ ВПО Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (пензенский филиал)

Коррекция застенчивости посредством психологических тренингов и саморазвития Пе-чатная Молодежь. Наука. Инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 2012 г.) – РГУиТП, 2012.

В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free