Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги

Особенности подготовки и самообразования специалистов исходя из актульных данных на рынке труда с использованием времясберегаюших псиологических тенологий

В современной систестеме высшего профессионального образования достаточно много внимания уделяется подготовке специалистов в области информатики и программирования, однако, можно наблюдать некоторое различие между обьемами материалов, направлениями, качеством подготовки спедиалистов и требованиями к специалистам на рынке труда.

Практически каждый год выходят новые версии известных сред программирования, каждый месяц выходят обновления программных продуктов используемых при производстве программного обеспечения, одни языки и тенологии выодят на первый план, другие исчезают либо становятся менее используемыми, таким образом, материал преподаваемый студентам должен обновляться, модернизироваться или в коренным образом меняться каждый семестр. Энертность же системы высшего образования в области подготовки специалистов в области информатики и программирования, может быть вызвана быстрым снижением актуальности преподаваемого материала, который тем не менее приходится оформлять в соотвествии с требованиями к организации труда в системе высшего образования, что может приводить либо к преподаванию устаревшего материала либо к снижению качества документирования преподаемого курса.

Другой проблемой подготовки специалистов может такая ситуация при которой, даже если студенты получают актуальный материал на первом курсе, к пятому курсу он успевает безнадежно устареть. Таким образом на первый план может выйти помимо актуальности преподаваемого материала, эффективная организация самообразования специалистов, которой должно проводится с первого курса подготовки и всю жизнь без перерывов.

Специалист в области программирования, работающий по профессии на конкретном предриятии, как правило использует один конкретный язык программирования, ограничеснный набор программного обеспечения, не всегда достаточно распространенного на рынке труда. Кроме того основной используемый язык программирования может устареть или выйти из использования, за годы работы специалиста на одном месте. Таким образом специалист работающий в по профессии, по которой проходил подготовку, на конкретном рабочем месте может терять общую квалификацию, превращается в специалисто в ограниченной редкоиспользуемой или устаревшей технологией (язык программирвоания, среда). Многие же работодатели, не считаю нужным выделять время специалисту в рабочее время на повышение квалификации и актуализации знаний специалиста.

Таким образом даже специалисту-профессионалу, неободимо постоянно осуществлять самообразование в области программирования. Однако различные языки программирования, среды производства программного обеспечения и технологии не одинаково распространены на производстве на различных предприятиях.

Одним из показателей востребованности специалистов в области программирвоания на том или ином языке программирования, с использованием тех или иных технологий, могут быть данный с сайтов трудоустройства. Наибольшее количество фим по производства программного обеспечения находится в городе Москва, там же может наблюдаться использование наиболее дорогих и перспективных технологий, как правило представленный практически в полном объеме, в то в время как в различных регионах могут использоваться разные средства. Таким образом исследование востребованности знаний в области конкретных технологий программирования и используемости языков программирования можно порекомендовать начинать с г. Москва. Одними из наиболее популярных сайтов трудоустройства являются: www.superjob.ru, www.hh.ru, на них и было произведено мной исследования востребованности и актуальности преподаваемых знаний, результаты приведены в таблице ниже.

ТАБЛИЦА

ГРАФИК

В процессе подготовки специалистов по специальности "Прикладная информатика" заранее нельзя предположить в какой области из вцелом будет работать конкретный специалист, таким образом чтобы удовлетворить требования к качеству подготовки специалистов целесообразным может быть подготовка специалистов всем приведенным языкам, технологиям, средствам программирования и т.д.

Однако специалисту можно порекомендовать помимо общих знаний по всем востребованным технологиям, для более эффективного трудоустройсва выбрать для себя один наиболее актуальный или подходящий по интересам конкретному студенту для более глубокого изучения и использования при производстве программного обеспечения. Упор на этот "коронный" язык программирования студентов можно порекомендовать делать при самоподготовке, написании курсовых и дипломной работы.

Однако и при такой организации работу студентам может быть недостаточно полученных знаний для того чтобы составить конкуренцию уже работающим специалистам, для исправлений такой систуации можеть помочь эффективно организованное самообразование. Большое количество технологий и также различная и сложность накладвает особые требования к подготовке. Можно порекомендовать, регулярно и последовательно, растянуто во времени проводить подготовку по каждому из предложенных в таблице направлений. Используя при этом один наиболее актуальный из доступных материал за другим (книгу, видеокурс) по выделенному направлению. Необходимо также регулярно проводить исследование рынка труда и вностить коррективы в предложенную таблицу и как следствие в последовательность и объем самоподготовки. При этом необходимой может быть рекомендация использовать достаточно большое количесеств времени (например половину от времени затрачеваемого на самообразование) на кокретный выбранный приорететный язык и технологии исползуемые при производстве с использованием этого языка программирование.

Такая организация деятельности может позволить обладать достаточным количеством знаний в узкой области и достаточную гибкость подготовки специалиста, что может позволить ему быстро переорентировать на другие технологии в случае смены места работы или устаревания используемых технологий.

Можно предоложить следующий рекомендации по использованию средств самообразования.

Ввиду того, что помимо теоретичского материала необходоима деменстрация использования изучаемых элементов программирования с использованием конкретных технологий, можно предложить делать предпочтение использованию видео лекций с демонстрацией разработки и использвоания средств производства.

Также для приобретения необходимого кругозора, необходимо использование справочной литературы по выбранным направлениям. В связи с тем что производством подобной литературы являются как правило специалисты, хорошо владениющие представляемой в технологий и владеющие особым терминологическим аппаратом и особой подготовкой, что делает литературу ими производимую, трудно читаемой и трудно понимаемой. Может быть так что будущий специалист изучаю книгу по конкретному языку программирования понимает все что написано вначале книги, а концу книги полность выходящий за пределы понимания изучаемого. Для сглаживания этой ситуации и достижения необходимой широты подготвоки можно порекомендовать специалисту изучать последовательно книги по конкретной технологии начиная с книг меньшего объема, с увеличением объема с каждой следующей книгой. Таким образом может достигатьс неободимое повторение уже изученного материала, прикрытие пробелов знаний, расширение обьема приобретаемой подготовки. Кроме того различные авторы, могут раскрывать материал с различных стороно, что может способствовать пониманию тех или иных элементов технологии.

Многие языки программирвоания имеют такой объем возможностей, что даже специалист постоянно использует этот язык в профессиональной деятельности, он может оватывать лишь небольшую часть его возмоностей, что может привести к тому, что специалист уверенный в своем знании конкретного языка программирования может оказаться в глазах нового работодателя недостаточно компетентным. Неиспользуемые элементы могут быть полностью забыты. Кроме того наблюдается обновление возможностей языка, выход новых версий сред программирования, новых требований. Таким образом специалисту необходимо осуществлять плановое, последовательное самообразование даже в уже активно используемом языке программирования. Однако, если специалисту приходится и разешается обращаться в рабочее вермя к справочной литературе, то можно порекомендовать не выделять особое время на изучение этого "коронного" языка, а изучать его планово исходя из данных о распространенности языка программирования или тенологии, с пропорциональном этой распространенности соотношении с другими языками, так как разрозненные знания специалист получает в рабочее время, а в своодное от работы время ему может понадобиться знанчительно меньше времени для планомерного последовательного изучения, способного собрать материал воедино в памяти человека.

Теоретическое изучение материала необходимо чередовать с практическим применением, однако практической работы для полного овладения средством программирования надо много и невсегда возможно на практике овладеть всеми изучаемыми технологиями. Таким образом в ввиду ограниченности времени можно порекмоендовать изучать технологии теоретически, а использвать технологии стараться на работе. Ввиду родственности многи языков программирования и технологий, такой подход к самоподготовке может быть достаточно эффективным.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free