Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги

По мнению Ф. Зимбардо застенчивость широко распространена в обществе. Большинство населения страдает или был когда-то застенчив. Застенчивость может являться проблемой, создающей сильный дискомфорт для большинства застенчивых людей. Можно рассматривать застенчивость как не только состояние человека к конкретный момент времени, но и качество личности.

Достаточную эффективность решения проблемы застенчивости может показать комплексный подход.

Можно выделить следующие уровни застенчивости:

1) Патология. Человек вообще не может контактировать ни с кем, кроме некоторых очень близких родственников.

2) Социальный барьер общения, который застенчивый человек никак не может преодолеть как ни старается.

3) Социальный барьер, который застенчивый человек может преодолеть, приложив некоторое усилие.

4) Человек легко общается, но все же чувствует некоторый дискомфорт и проявления застенчивости.

5) Человек может общаться, может легко это делает, но все же он чувствует, что для определенного социального контакта ему надо преодолеть некоторый барьер. Ему просто неохота действовать, преодолевать этот барьер.

6) Барьера нет, но человеку неохота, лень действовать.

7) Барьеров нет. Некогда действовать.

Незастенчивым человеком можно назвать человека у которого отсутствуют все коммуникативные барьеры, человек легко общается, идет на социальные контакты, при общении может сделать что угодно, лишь бы это было необходимо или рационально.

При работе с группой вначале работы можно порекомендовать подробно описать такого человека, приводить примеры эффективных социальных взаимодействий. Это может повысить и желание работать над собой, и являться мотивирующим фактором к дальнейшему саморазвитию тренирующихся.

Можно предложить следующий подход в решении проблемы застенчивости:

1. Коррекция причин застенчивости причин застенчивости и дискомфорта.

Достаточно эффективными средствами при решении проблемы застенчивости могут быть современные информационные технологии: компьютерные программы, и сеть Интернет. Можно предложить использовать заменители реального общения (чат, чат с веб-камерой, посещение сайтов знакомств) для повышения опыта и качества социальных взаимодействий лицом к лицу.

2. Собственно выведение из состояния застенчивости.

Коррекции застенчивости могут способствовать на данном этапе различные психологические тренинги, упражнения и задания:

1) Общение  в  сети Интернет и внутренней сети в компьютерном классе с членами своей психологической группы.

2) Просмотр видео сюжетов, где приводятся случаи, как проявления застенчивости, так и проявления социально смелых действий.

3) Медитация, самовнушения, гипноз.

4) Физические упражнения (танцы, боевые искусства).

5) Специальные упражнения и задания на социальные взаимодействия в составе группы, избавляющихся от застенчивости.

6)  Разыгрывание различных жизненных ситуаций, как  вызывающие положительные эмоции, так и отрицательные, а также нахождение нестандартных решений выхода из коммуникативных ситуаций. После проведения ряда тренингов можно будет предложить проводить тренинги за пределами аудитории: выполнение заданий на улице. Например, подойти к любому человеку и сделать вид, что узнал в нем знакомого и другие с постепенным возрастанием сложности задания.

7) Побуждение личности к  применению различных социально-психологических «масок». На этом этапе следует проявлять особую осторожность, чтобы не допустить расщепления личности.

8) Работа с квестами, аниме играми симулирующими общение.

9) Голосовые упражнения (закричать как тигр, и т.д.).

10) Изучение методов самоконтроля, позволяющих контролировать свое эмоциональное состояние. Изучение и применение языка жестов и др.

3. Исключение дальнейшего появления и проявления застенчивости. 

Основными способами коррекции могут выступать тренинги и упражнения, которые можно порекомендовать выполнять регулярно в течение оставшейся жизни. Основными  критерием,  на которые можно порекомендовать обратить внимание являются следующие:

а) максимальная эффективность;

б) минимальное количество времени необходимое на выполнение данных упражнений;

в) данные упражнения должны приносить не только пользу, но и удовольствие.

4. Профилактика застенчивости (для людей, не страдающих застенчивостью), а также

Важную роль в решении проблемы застенчивости может оказывать исключение возможности предпосылок  ее проявления.

Анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические методы исследования, а также опыт собственной педагогической деятельности позволяет предложить следующие рекомендации по самостоятельной коррекции застенчивости.

1.            Вести дневник в которой описываются интересные ситуации. Например ситуации, когда застенчивость была преодолена с целью закрепления результата и дополнительного переживания ситуации. Ситуации же  проявления застенчивости лучше можно порекомендовать не описывать. Можно описывать ситуации которые добавили коммуникативной мотивации, и имели сильно положительный эмоциональный эффект. Чтение в дальнейшем данного дневника может оказать положительное влияние на мотивацию к общению и дальнейшему саморазвитию. Этот дневник рекомендуется читать и представлять во всех подробностях все случившееся. Это можно порекомендовать делать регулярно и перед важными социальными контактами.

2.            Регулярно читать художественную литературу и периодику содержащую описание коммуникативных контактов подобных тем что можно рекомендовать записывать в своем дневнике.

3.            Можно порекомендовать использовать смех в качестве средства коррекции застенчивости: изучение юмористических монологов, чтение и прослушивание юмористических произведений.

4.            Нестандартный и развязный (контролируемый) подход к общению и жизненным ситуациям. Тренировка развязности.

Литература:

1.            Вагин И.О., Мамонтов С.Ю. Практика эффективного поведения. – СПБ.: Питер, 2001. – 192 с.

2.            Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991. – 208 с.: ил.

3.            Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей; Пер. с англ./704 с.

4.            Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 272 с. (Серия «Психологический бестселлер»).

5.            Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Издатель¬ство «Питер», 2000. — 1024 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»)

6.            Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. - 448с.

Автор: магистр психологии, к.п.н. Румянцев С.А. (Сергей Александрович)




В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free