Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги

Универсальная система изучения учебного материала.


Человек в современном мире окружен огромным числом информации. Двадцать первый век накладывает все большие требования к образованию человека. Уровень знаний требуемых от людей растет с каждым днем. Современная школа обеспечивает учащихся общими знаниями, средние и высшие специальные учебные заведения обеспечивают студентов специальным образованием. Каждый день учащиеся получают довольно большое число информации, от них требуют знания, но никто в большинстве случаев их конкретно не обеспечивает знаниями о том как им нужно заучивать данный материал. Большинство методом проб и ошибок сами вырабатывают для себя алгоритм изучения материала, многие просто читают лекции; те кто действительно хотят эффективно улучшить качество заучивания материла обращаются к педагогической литературе и литературе рассматривающие проблемы и законы памяти человека. Такой литературы много в каждом книжном магазине, каждой библиотеке, но что оказывается практически ни в одном источнике нет конкретного универсального алгоритма, плана изучения того или иного материала, почти во всех источниках раскрывающих вопросы памяти приводится в основном теории памяти и некоторые общие рекомендации по изучению материала и обучению. Для того чтобы самостоятельно выделить такой алгоритм из большого числа источников необходимо потратить на это много времени, некоторые вообще бросают эту затею.

Проанализировав ряд источников (см. список литературы) затрагивающих вопросы памяти можно выделить такую примерную универсальную систему обучения.


Основной алгоритм такого обучения можно условно разделить на две части:

1) Знакомство, изучение, заучивание, закрепление материала.

2) Сохранение и дополнительное закрепление знаний.

Очень важно чтобы этот алгоритм не воспринимался как нечто не движимое , этот алгоритм надо воспринимать мобильно исходя из каждого конкретного случая.

1) Знакомство, изучение, заучивание, закрепление материала.

Изучение можно разделить условно на 3 этапа:

1,1) Знакомство с материалом.

1,2) Предварительная проучка проработка материала.

1,3) Окончательная проучка.

1,4) Закрепление.

Здесь в каждом конкретном случае определенные пункты должны пропускаться.

1,1) Знакомство с материалом – это может быть урок в школе, лекция в вузе и т.п. Если материал очень простой этот пункт может стать одновременно и 3-м пунктом. При самостоятельной проучке учебного материала этот пункт может быть условно опущен.

1,2) Предварительная проучка, проработка материала.

1.2.1) «непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного» - (5,1). «..запоминание , включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается особенно эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается» - (5.2). «Рациоанльное распределение повторений содействует и более экономичному заучиванию, и более длительному запоминанию» - (5.3). Из выше сказанного следует что при предварительной проучке следует использовать непроизвольное запоминание (Например при изучении той или иной программы на компьютере следует после ознакомления с учебным материалом не просто начать учить его, а лучше выбрать себе какой-нибудь учебный проект и выполнить его). Здесь необходимо осторожно подходить к такому виду проработки материала, чтобы защитить себя от бестолковой траты времени.

1.2.2) «Материал лучше запоминается в том случае если,… при заучивании материала он внимательно прочитывается минимальное количество раз с разбивкой на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных повторений, повторений с подглядыванием». «При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное же запоминание способствует переводу знаний в память долговременную» - (4.2). Следовательно, при невозможности использования непроизвольного запоминания одним из наиболее эффективным методом является метод предварительного заучивания, которое растянуто во времени проучка с использованием активных повторений.

1.2.3) сюда возможно включение и других медодов изучения материала, главное чтобы выполнялось (4.2). Это такие пункты как проработка лекций с подчеркиванием, выделением главной мысли, систематизация материала, проработка на ЭВМ с целью придания наглядности и так далее.

1,3) Окончательное заучивание.

При предварительной проучке особенно 1-м способом возможно что какие-нибудь важные моменты материала были упущены в применении и следовательно нужно их найти и выучить именно для этого можно выделить этот пункт – окончательное заучивание. После этого заучивания материал должен быть уже полностью усвоен и легко воспроизводиться при необходимости. При этом наиболее целесообразно использовать заучивание с воспроизведением материала ( «лучшим средством запоминания изученного материала является его активное воспроизведение» - (4.2)).

4) Дополнительное закрепление материала может понадобиться когда материал особенно трудный, а также когда при заучивании были нарушены законы эффективного запоминания и заучивание было недостаточно глубоким («Знании, полученные с помощью простого зубрения, почти неизбежно забываются совершенно бесследно. У.Джеймс» - (6.1). При дополнительном закреплении можно исправить подобную ошибку).

2) Сохранение и дополнительное закрепление знаний.

Теперь второй пункт. То есть мы имеем уже заученный, разобранный материал нам необходимо обеспечить его сохранность в течение всей остальной жизни.

Известно что в большом количестве случаев большинство видов материала после проучки без дальнейшего повторения и использования не вспомнится полноценно – «…. не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание в течение четырех лет (забывалось 65 процентов материала)» - (3.1).

Для того чтобы полноценно сохранить материал в памяти необходимо либо использовать, либо повторять проработанный материал. В школе 10 лет, обучение в вузе 5 лет прежде чем человек сможет полноценно использовать то чему его научат в школе и вузе пройдет 15 лет. Следовательно, либо использование учебного материала должно быть предусмотрено в течение всего периода обучения либо он должен повторяться. «Припоминание события способствует его повторению и снижает темп забывания. …

Даже однократной проверки было достаточно, чтобы снизить забывание, в то время как эпизоды, проверенные четыре и более раз, показывали вероятность забывания в течение четырех лет всего лишь порядка 12 процентов, что могло служить дополнительным свидетельством эффективности постоянного напоминания для сохранения воспоминания». – (3.1).

В книгах «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год и Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003 предлагается следующие схемы повторений:

1) «

повторение

время

первое

сразу после прочтения

второе

через 20м после прошлого повторения

третье

через 8 часов

четвертое

через сутки ( лучше перед сном).

» -(1.1).

2). «1-й повтор 10 минут, 2-й повтор 24 часов, 3-й повтор 1 неделя, 4-й повтор 1 месяц, 5-й повтор 6 месяцев.» -(2.1).

Проанализировав эти моменты можно вывести новую схему повторений:

повторение

время

1

сразу после проучки

2

10-20 минут после прошлого повторения

3

через 8 часов (важно чтобы было в день проучки, если невозможно то хотя бы просто перед сном).

4

через сутки

5

через неделю

6

через месяц

7

через шесть месяцев.


Если записать полученные промежутки времени в часах, то получим следующий ряд чисел: 0; 0,166-0,3330,25; 8; 24; 168; 744; 4464. График повторений будет иметь вид:

32; 3; 7; 4,43; 6 – это отношения последующего и предыдущего срока. Если исключить из этого ряда первое число, так как оно очень сильно выделяется из ряда и является особым случаем.

Полученный ряд 3; 7; 4.43; 6. Среднее арифметическое этих чисел 5, получается, что каждый последующий срок повторения превышает предыдущий примерно в 5 раз. Таким образом, логически продолжив прошлую таблицу, получим следующее ее продолжение, из расчета на всю жизнь человека;

8

через 2,5 года

9

через 12,5 лет

10

через 62,5 лет

Новый график будет иметь вид:

Таким образом, получается, что 10 повторений достаточно чтобы гарантированно помнить проученный материал всю жизнь (этот материал после 10 повторения сохранится в памяти до 480лет). Это конечно имеет приближенный характер и требует исследований для каждого конкретного материала (предмета, типа материала, логичности материла, заинтересованности изучающего в материале и так далее). Все же эта общая картина проста для применения человеком в течение всей жизни и с определенным процентом точности обеспечивает качество знания материла и главное человек, который будет пользоваться этой системой обучения, будет четко знать, когда ему нужно, что-либо повторить.

«важно не просто прочитать текст, а повторить его, хотя бы мысленно»-(1;2). «Повторение может быть двух родов, из которых одно мы называем активным, а другое пассивным… Активное повторение состоит в том что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых прежде представлений. Это активное повторение гораздо действеннее пассивного…Ушинский…» - (4.1). Из этих высказываний следует что для повторений наиболее целесообразно использовать воспроизведение материала с последующим исправлением ошибок воспроизведения.

Таким образом из первых двух пунктов мы можем составить следующий план заучивания материала при помощи которого любой человек даже никогда не изучавший педагогику и психологию сможет полноценно и с экономией времени и сил заучить и сохранить необходимый ему учебный материал:

Заучивание материала.

1)Ознакомление с материалом.

Лекция, практика, предварительное чтение, урок и так далее.


2)Предварительное заучивание материала.

Должно быть растянуто на длительный срок – от нескольких дней и более.

Метод:

  • использование непроизвольного запоминания.

  • метод активных повторений

  • проработка лекций с подчеркиванием

  • систематизация материала

  • проработка на ЭВМ

  • и другие.

3)Окончательное заучивание учебного материала.

Полное заучивание материла, после этого учебный материал должен легко воспроизводится.

Метод: активное воспроизведение.


4)Закрепление материала.

Исправление нарушений эффективного запоминания.

Метод: как во 1-м, 2-м и 3-м пункте.

Сохранение заученного материала.

1 повторение

сразу после полного заучивания

2 повторение

10-20 минут после прошлого повторения

3 повторение

через 8 часов (важно чтобы было в день заучивания, если невозможно то хотя бы просто перед сном).

4 повторение

через сутки

5 повторение

через неделю

6 повторение

через месяц

7 повторение

через шесть месяцев.

8 повторение

через 2,5 года

9 повторение

через 12,5 лет

10 повторение

через 62,5 лет

Замечания:

  • При использовании этой таблицы необходимо исходить из каждого конкретного случая и не использовать ее как догмат. (Например при активном использовании в течение жизни заученного материала такую часть этой системы обучения как сохранение можно вообще опустить так как материал уже активно и регулярно повторяется).

  • Для эффективного использование этой таблицы необходимо использовать и законы эффективного обучения.


«Универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение» - (7.1). «Большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении играет осуществление контроля за качеством овладения изучаемым материалом и побуждение … к самоконтролю» - (4.3). Для регулирования правильного и своевременного использования данной таблицы можно предложить разбивать изучаемый материал на смысловые единицы вопросы (например 1-4 страницы печатного текста) и записывать время заучивания и повторения в специальную тетрадку или файл на компьютере и регулярно проверять не подошло ли время повторить материал.

Такая система обучения проста в применении любым школьником если он будет иметь перед глазами выше приведенную таблицу и контролировать свое обучение.

Что важно использование такой системы обучения обеспечит гарантированное знание всего материла и аббитуриент скажем поступая в вуз сможет четко сказать какой материал он четко и что важно системно и последовательно знает. При необходимости он сможет расширить какой-либо вопрос без лишней траты времени на ту или иную проработку уже когда-то заученного материала. Если ввести такие записи в школе у учителя появится новый вид контроля за знаниями учащихся. Тетрадки для таких записей можно распечатывать в типографии в виде первой колонки приведенной таблицы и пустой второй колонки для каждого вопроса с последующим занесением во вторую колонку записей в виде текущей даты, затраченного времени, и даты намечающего следующего необходимого обращения к данному учебному вопросу.

Такие таблицы можно будет прилагать к учебникам, рабочим тетрадям, к лекциям, просто использовать в школе, вузе.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович


Используемая литература:

  1. «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год. 1) стр.105.2)стр.104.

  2. Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. 1) стр.90.

  3. Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. 1) стр.123.

  4. И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. 1) стр.152. 2) стр.153.3) стр.160.

  5. С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. 1) стр.273. 2) стр.274.3) стр.276.

  6. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.Розум «Психология и педагогика» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. 1) стр 90.

7. И.П.Подласый «Педагогика» Москва ВЛАДИС 2000. 1) стр.451.








Список литературы:

  1. А.А.Радугина «Психология и педагогика» Москва 2002 издательство ЦЕНТР.

  2. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.Розум «Психология и педагогика» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000.

  3. В.А.Сластенин, В.П.Каширин «Психология и педагогика» Москва АСАДЕМА 2001.

  4. Н.В.Басова «Педагогика и практическая психология» «Феникс» Ростов-на-Дону 2000.

  5. И.П.Подласый «Педагогика» Москва ВЛАДИС 2000.

  6. «Педагогика» под ред. П.И.Пидкасистого. Педагогическое общество России Москва 2000.

  7. Н.В.Бордовская, А.А.Реан «Педагогика. Учебник для вузов» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2001.

  8. И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.

  9. «Педагогический энциклопедический словарь» Главный редактор Б.М.Бим-Бад. НАУЧНОЕ ИЗДАТКЛЬСТВО «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» Москва 2002.

  10. Е.И.Рогов «Общая психология курс лекций» Москва ВЛАДИС 2001.

  11. С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002.

  12. Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .

  13. А.В.Петрашевский, М.Г.Ярошевский «Психология» 2-е издание, стериотипное Москва АСАДЕМА 2000.

  14. С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002.

  15. «Большой толковый психологический словарь» Артур Ребер ВЕЧЕ АСТ Москва 2000.

  16. Д.Карнеги. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.» 1994,Москва ОНИКС.

  17. «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год.

  18. Энтони Роббинс «Беспредельная власть. Как добиться вершин личных достижений» Минск ПОПУРИ 2000.

  19. Джон Кехо «Подсознание может все» Минск ПОПУРИ 2002.

  20. Рейчел Коуплан «Гипноз практическое руководство» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2001.

  21. Майкл Микалко «Тренинг интеллекта» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2001.

  22. Майкл Микалко «Тренинг интуиции» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2001.

  23. Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ 2002.

  24. Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2003.

  25. Шейла Острандер, Линн Шредер, Ненси Острандер «Суперобучение 2000. Новейшие способы ускоренного обучения, которые принесут вам успех в XXI веке» ПОПУРИ Минск 2002.

  26. Дуглас Херман, Майкл Грюнберг «Язык памяти» Эксмо-пресс 2002.

  27. Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003.

  28. Тони Бьюзен «Учебник быстрого чтения» ПОПУРИ Минск 2001.

  29. Даниэль Лапп «Улучшаем память в любом возрасте» Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002.

  30. Джонатан Хенкок «Самоучитель по развитию памяти» Эксмо-пресс 2002.

  31. Герри Алдер «Практик эффективного использования времени» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002.

  32. Сергей Михайлов «Скорочтение. Шаманство над книгой» Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002.

  33. А.Шилин «Как научиться быстро читать» Минск,Харвест 1999.

  34. Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по тренировке и развитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001.

  35. Джон Богосиан Арденн «Развитие памяти для «чайников»» ДИАЛЕКТИКА Москва, С-П, Киев 2003.






В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free