Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги

Достижение необходимого уровня развития профессионально значимых свойств личности студентов для возможности достаточно эффективного самообразования и дальнейшего саморазвития профессионально значимых свойств личности студентов.

Для достижения достаточного качества саморазвития может потребоваться от студента, занимающегося саморазвитием, уже достаточно развитых на момент начала саморазвития некоторых свойств личности студента. Рассмотрим требования к уровню развития профессионально значимых свойств личности студентов.

1. Достаточный уровень развития личности студента для возможности работать с изучаемым материалом: Для достаточно качественного саморазвития студент должен иметь достаточный уровень общего развития личности: «На успешность обучения большое влияние оказывают … навыки по переработке информации, полученные ранее знания, умения, навыки» [106,70]; [207, 642].

2. Достаточный уровень общего образования студента: для того, чтобы достаточно качественно заниматься саморазвитием и самообразованием, необходим определенный минимум знаний, минимум общего образования: «На успешность обучения большое влияние оказывают … общеобразовательный уровень» [106,70]. В большинстве своем абитуриенты, закончившие общеобразовательные учебные заведения, прошедшие через вступительные экзамены и соответственно поступившие в университет и ставшие студентами, уже должны обладать таким уровнем общего образования.

3. Достаточный уровень развития умственных способностей студента: для достаточно качественного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования студентов необходим определенный достаточный для эффективной организации саморазвития уровень развития умственных способностей: «Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека. Освоение чело¬веком определенных знаний и способов действия имеет своей пред¬посылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития — развития умственных способностей» [186, 277].

4. Достаточный уровень саморегуляции поведения студента: для возможности саморазвития необходим определенный уровень саморегуляции поведения, который позволяет двигаться в соответствии с поставленными перед собой задачами к требуемому результату: «Анализируя сущность саморегуляции поведения, необходимо учитывать, что она разрешает одно из основных противоречий, возникающих между мотивами и результатом деятельности» [204,36].

5. Достаточный уровень воспитанности студента: для возможности саморазвития необходим определенный уровень воспитанности личности: «Эффективность регуляции индивидом своего поведения основывается на развитии когнитивной, волевой и эмоциональной сфер личности. Она характеризует уровень воспитанности человека» [204,6].

6. Достаточный уровень стремления и потребности саморазвития и самообразования у студента: для успешного саморазвития и самообразования человек должен обладать определенным уровнем стремления и потребности к саморазвитию и самообразованию: «На успешность обучения большое влияние оказывают интересы, мотивы, ценностные установки и потребности индивида» [106,70].

7. Достаточный уровень развития волевых свойств личности студента: для качественного самообразования необходимо, чтобы у студента были достаточно развиты волевые свойства личности: «Исключительно велико влияние волевых свойств человека на успех запоминания» [200,8].

8. Достаточный уровень активности личности студента: очевидно, что для саморазвития необходима активность личности.

9. Положительное отношение к учебе и самообразованию, познавательный интерес студента: также необходимо, чтобы у студента был определенный уровень познавательного интереса: «Хорошо известно влияние познавательного интереса к содержанию учебного процесса и к познанию на эффективность усвоения знаний, на стимулирование активности обучающихся» [110,266].

10. Достаточный уровень владения студентами компьютером и информационными технологиями: современная действительность такова, что применение компьютера становиться все шире и шире, также и для саморазвития, для способности использования тех возможностей, которые предоставляет компьютер и программное обеспечение необходимо определенный уровень владения компьютером. У студентов физико-математических специальностей, такой уровень должен быть достаточно высок. Студенты же, не обладающие таким уровнем владения компьютером, могут пройти дополнительный курс обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что выделенные требования соответствуют выделенным профессионально значимым свойствам личности. То есть для эффективного развития профессионально значимых свойств личности студентов необходим уже некоторый достаточный уровень развития выделенных профессионально значимых свойств личности студентов для возможности эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности студентов без помощи преподавателя и психолога. До достижения этого уровня студентам может быть необходимо руководство, психолого-педагогическое сопровождение, подготовка и побуждение педагога и психолога.

Побуждение личности студентов к эффективному саморазвитию профессионально значимых свойств личности может проводиться посредством предоставления рекомендаций и способов общей организации саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования студентов.

При организации саморазвития важным является четкая постановка целей саморазвития, самоотслеживание и коррекция саморазвития, необходимо обдумывать цели и выбирать средства саморазвития, осуществлять самоконтроль за этим процессом и его поддержание: «важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения» [220, 430-431]. Такую работу можно предложить проводить с использованием достижений психологии, педагогики и информационных технологий.

 

 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

 
 
Версия для печати
В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free