Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги

Одной из проблем современного образования является улучшение качества образования через повышение самостоятельности: «современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом: … Переход от обучения к самообразованию» [30,48]; [83,54] [220,73] [83,239] [83,53] [169,435]. Для достижения определенного качества самообразования необходимо, чтобы студенты выполняли условия эффективной работы памяти, условия эффективной познавательной деятельности и самообразования студентов при самостоятельном изучении материала: «В целом поредение оптимальных условий протекания мнемических процессов в конкретных практических условиях позволяет рационально использовать возможности памяти человека с целью обеспечения надежности и эффективности его деятельности» [84,36]; [200,8] [220, 161].

В  учебной программе не всегда присутствуют занятия, на которых студенты целенаправленно обучались способам эффективной познавательной деятельности и саморазвития. Вузовская программа достаточно насыщенная, следовательно, у студентов может не оставаться времени на полноценное изучение педагогической литературы и продуманное построение своего самообразования и саморазвития: «умеют ли школьники в своем большинст­ве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный, да­же применительно к студентам, не говоря уже о школьниках» [83, 255]. 

Из ряда источников [155][44][30][106][220] можно выделить основные условия эффективной работы памяти (см. приложение 1). Но возникает проблема: использование этих условий эффективной работы памяти может требовать определенных навыков и волевых усилий студентов, индивидуального обращения, в результате даже знающие эти условия эффективной работы памяти студенты могут не использовать их полноценно.

Для решения этой проблемы, можно предложить студентам использовать четкие структурированные алгоритмы самообразования и саморазвития, использование которых не требует от человека глубоких знаний в области психологии и педагогики. Такие алгоритмы могут иметь одной из целей побуждение студентов выполнять условия эффективного запоминания: «Что касается способов обучения, то их  классификация может быть сведена к предельно простому варианту: алгоритмические; эвристические. Обучающие алгоритмы и другие их виды представляют собой однозначные поэтапные предписания или правила решения конкретных задач определенного типа» [106,194]; [144,202] [155,516] [83,68] [207,538-539]  [207,538]  [197,164].

 

Выполнение таких алгоритмов можно предложить студентам осуществлять помимо обычного способа и при помощи компьютера со специальным программным обеспечением: «Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом.  Эффективность обучающих программ и всего компьютерного о обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельность» [155,516].

 
 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

 
Версия для печати
В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free