Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги

Во время целенаправленного саморазвития и самообразования в процессе познавательной деятельности желательно учитывать индивидуальные особенности студента, материала, целей изучения материала и саморазвития: «Новые модели организации учебного процесса требуют более глубокого соотнесения учебно-воспитательного процесса с биоритмами его участников» [202,51]; «Ряд авторов отмечает зависимость продуктивности произвольного запоминания от личностных особенностей испытуемых» [84,121]. Определенную помощь определению и учету перечисленных факторов и при определении наиболее эффективных подалгоритмов самообразования, саморазвития в зависимости от уровня развития, психофизиологического состояния студента может оказать предварительная самодиагностика студента, его состояния, целей самообучения и саморазвития в кратковременном и долговременном периоде: «Процесс обучения достигает наибольшей простоты, когда методы обучения учитывают содержание материала, уровень знаний обучаемого и предварительные навыки при изначальном планировании» [222,392].

Составной частью такой самодиагностики может являться психодиагностика и возможности, которые она предоставляет на сегодняшний день: «практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие: 1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения. 2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях» [128, 10].

Результаты диагностики могут помочь студенту во время дальнейшей познавательной деятельности и саморазвития: «В любом варианте всякая информация о процессе или результате выполнения действия есть обратная связь, осуществляющая контроль, регуляцию и управление» [83,213]. Результаты диагностики могут помочь студенту при адаптации под себя некоторых условий эффективной работы памяти, условий эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования: «Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя вы­брал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта» [126,254].

 Диагностику можно предложить проводить при  помощи такого способа, как тестирование: «Основной психодиагностический инструментарий представляют собой тесты» [127,485]. По результатам тестирования определяется дальнейший  план действий человека, по изучению материала, саморазвитию и других манипуляций студента (психологические тренинги, упражнении по саморазвитию и т.д.): «Диагностика (от греческого «диа» - прозрачный и «гнозис» знание) – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе» [155,94].

Диагностика может проводиться посредством простого тестирования и самостоятельного анализа результатов, например при помощи книги. Или при помощи специально написанных программных средств, самостоятельно подсчитывающих и выдающих результат тестирования или учитывающих при дальнейшем выполнении алгоритма программы.

Использование диагностики может оказывать положительное влияние на мотивацию студента. Студент в этом случае может сравнить свой уровень развития с тем уровнем развития, который у него был некоторое время назад, заметить определенный прогресс, что может стимулировать желание дальнейшего развития, а также повышения его эффективности.

Самодиагностика может являться начальным этапом саморегулирования: «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ Первый этап: Диагностика и осознание содержания предстоящей деятельности» [204,41-42]. Следовательно, использование диагностики может привести к повышению уровня саморегуляции, благодаря приобретению опыта и совершенствованию навыка, одного из этапов саморегулирования. Кроме того, использование самодиагностики приводит к повышению уровня саморегуляции личности посредством повышения объективности оценивания результативности деятельности: «Важным проявлением предметной саморегуляции служит умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных» [83, 254].

Достаточно широкие возможности для повышения эффективности самодиагностики, уменьшения времени, затрачиваемого на организацию  своего саморазвития студентом и соответственно увеличения времени на собственно саморазвитие может предоставить компьютер и специально написанное для тестирования программное обеспечение, автоматизирующие часть работы по самодиагностике.

 

 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

 
Версия для печати
В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free