Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги
Развитая память является одним из наиболее важных профессионально значимых свойств личности, используемым во множестве «интеллектуальных» видов деятельности. Учителя готовятся к урокам, изучают педагогическую литературу, психологи, программисты - все используют свою память в профессиональной деятельности: «Психологические закономерности … 9. Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти» [155,433]. Следовательно, развитие памяти как во время самообразования, так и параллельно с ней (тренинги, упражнения) является и условием эффективного саморазвития профессионально-значимых свойств личности студентов и, как следствие, условием эффективного самообразования: «Научение, память и деятельность взаимосвязаны» [169,792]. Развитие памяти во ходе познавательной деятельности (использование условий эффективной работы памяти (см. приложение 1)) и с временной привязкой (до или после основной познавательной деятельности) к познавательной деятельности (упражнения, тренинги) способствует распределению во времени этого процесса, что способствует рационализации использования времени и повышению качества работы: «Говоря о важности распределения упражнений во времени, К. Ховланд» [83,244]; [155,433]. Развитию памяти может способствовать частота запоминаний, то есть интенсивность, количество и качество работ по запоминанию учебного материала: «развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков» [169,435]. Такой вид работ как раз и производится во время самообразования. Кроме развития памяти в процессе познавательной деятельности, достаточно важным является развитие памяти при помощи обособленных упражнений и тренингов (но с временной привязкой – чередованием познавательной деятельности и упражнений по развитию памяти). Ввиду того, что продуктивность самообразования зависит от уровня развития памяти в общем, а одним из эффектов эффективной познавательной деятельности, как было показано выше, является опять же развитие памяти, то эти виды деятельности (познавательная деятельность, развитие памяти в процессе познавательной деятельности и развитие памяти в процессе упражнений и тренингов) должны быть взаимосвязаны, использоваться и способствовать повышению эффективности друг друга: «Психологические закономерности … 9. Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти … 15. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала (Е.Р. Хилгард). 16. Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений» [155,433]. Одним из видов развития памяти может выступать развитие метапамяти («Метапамятью называется память о своей памяти. Понятие метапамяти было введено Шнейдером (цит. по [Lambert, 1995]) как знание о процессах, относящихся к памяти» [96,111]).
 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

 
 
Версия для печати
В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free