Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги

Приведение своего эмоционального состояния в состояние, способствующее эффективному саморазвитию профессионально значимых свойств личности и самообразованию.

Эмоциональное состояние студентов во время саморазвития и самообразования влияет на качество и скорость саморазвития и самообразования: «эмоции существенным образом вторгаются в функционирование когнитивной сферы психики и, более того, неразрывно с ней связаны» [96,333]; [40,187] [96,82] [168,57]  [173,90].  Следовательно, для достаточной эффективности такой работы целесообразно приводить эмоциональное состояние в наиболее положительное для эффективного саморазвития состояние: «Эмоциональные стратегии используются для того, чтобы  сохранить мотивацию, управлять состоянием беспокойства, эффективно использовать свое время и продолжать сосредотачиваться на изучении данного задания» [222,575]. 

Положительное влияние на эффективность саморазвития и самообразования могут оказывать следующие эмоции и эмоциональные состояния:

1. Умеренный уровень тревоги: «Ламбер [Lambert, 1995] предполагает, что для консолидации следа нужен некий уровень тревоги» [96,83].

2. Эмоциональный настрой на запоминание изучаемого во время познавательной деятельности материала: «Разработано множество моделей, описывающих отдельные аспекты процесса долговременного запоминания. Ограничимся перечислением отдельных факторов, влияющих на этот процесс … интенции на запоминание и владение стратегиями запоминания (произвольно-непроизвольное запоминание)» [96,83].

3. Удивление: «благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникше­го противоречия» [151,334]; [151,328] [96,95].

4. Эмоции, возникающие в момент яркого эмоционального впечатления: «Согласно известному педагогическому принципу, яркие впечатления легко запоминаются» [95,90];  [126,248-252] [126,238-239].

5. Эмоции, возникающие при намерении запомнить изучаемый материал: «Намерение запомнить надо считать одним из главнейших условий успешности запоминания» [169,476]; [201,66] [201,145] [201,146] [173,90] [200,10].

6. Эмоции, возникающие при желании учиться: «Обучаемы должен иметь желание учиться или осознавать необходимость этого» [106,70].

7. Эмоции, возникающие при  стремлении к саморазвитию.

8. Возбужденность разума при условии физической расслабленности: «Наилучшее состояние для обучения – тело расслаблено, разум возбужден» [140,289].

9. Необходимый уровень активации для той или иной задачи саморазвития и самообразования: «качество деятельности улучшается вместе с возрастанием уровня активации до определенного пика, после которого оно постепенно ухудшается. Эту закономерность принято называть законом Йеркса-Додсона … Для оптимального выполнения разных задач требуется различный уровень активации …При сравнительно низком уровне активации лучше всего выполняется непосредственное воспроизведение; высокие уровни активации ведут к слабому непосредственному запоминанию, но на длинной дистанции они приводят к более качественному научению» [44, 85].

10.  Ощущение высокой значимости поставленной цели: «Чем более значимы цели, которые мы ставим в своей деятельности, и мотивы, побуждающие нас к ней, тем лучше запоминается всё, что связано с этой деятельностью и что служит объектом наших действий» [200,8].

11.  Познавательный интерес: «Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес» [155,367].

12.  Интерес к изучаемому материалу: «интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.» [151,354-355]; [204,37] [151,327] [200,7]  [173,90]  [151,354].

13.  Квазипотребность в завершении действия: «причиной преобладания в памяти незавершенных действий является продолжающая существовать квазипотребность. Потребностные напряжения вызывают не только непосредственно тенденцию к завершению задания, но и способствуют впоследствии их лучшему воспроизведению. Воспроизведение выступает здесь в роли индикатора потребностного напряжения» [169,447].

14.  Ощущение чрезвычайной важности: «события чрезвычайной важности запускают особый механизм памяти, который производит запись всего, что человек переживает в данный момент» [84,141].

15.  Ощущение особости материала: «основной причиной потери информации является снижение  различимости, утрата «особости» событий, хотя это менее значимо, чем простое забывание» [95,151].

16.  Эмоции, возникшие в результате положительных установок и являющиеся следствием положительно влияющих на саморазвитие и самообразование убеждений: «Восприятие и память – суть процессы принятия решений, обусловленные совокупностью способностей человека, особенностей его образования, установок, мотивов и убеждений» [95,277] «Установка может влиять не только на самый факт запоминания, но и на длительность запоминания» [84,116]; [95,277].

17.  Эмоции, возникающие при присутствии ощущения связанности с собой изучаемого материала или материала применяемого для саморазвития: «самый высокий показатель воспроизведения был выявлен в категории очень неприятное, связанное с собой!» [95,158].

18.  Эмоции, являющиеся следствием энергичности и настойчивости: «Важнейшей характеристикой исполнительного этапа является энергичность и настойчивость Энергичные люди могут сконцентрировать все свои силы на достижение целей» [133,350].

19.  В общем положительные эмоции: «Поскольку на внимание влияют эмоции, надо заботиться о возникновении положительных эмоций у студентов» [30,183]; [30,48] [151,326]. Положительное настроение.

Кроме того, положительный эффект дает эмоциональная окраска изучаемого материала: «Из всех познавательных процессов наиболее глубоко, и по-видимому, изучено влияние эмоций на память. … Хорошо известно, что эмоционально окрашенная информация лучше запоминается» [96,336].

 Отрицательное влияние оказывают следующие эмоции и эмоциональные состояния:

1.  Мрачное эмоциональное состояние: «Постоянное удерживание пред мысленным взором мрачных, безрадостных картин рано или поздно подтачивает здоровье, и  наоборот» [133,100].

2.  Продолжительный стресс и стрессовое состояние: «Если воздействие стрессового фактора слишком интенсивно или продолжается в течении значительного времени, энергетические ресурсы исчерпываются или полностью истощаются» [222,91]; [140,82].

3.  Тревожность как временное состояние: «Авторы указывают, что на продуктивность запоминания по-разному влияют тревожность как устойчивая черта личности и тревожность как временное состояние. Последнее интерферирует успешность запоминания и ухудшает мнемическую деятельность» [84,121].

4.  Эмоции, возникающие при лени: «У ленивого человека могут отсутствовать как соответствующие побуждения к деятельности, так и способность реализовать на практике» [133,352].

5.  Эмоции, возникшие в результате представления, что то, что было поставлено в качестве цели не выйдет: «Именно представление о возможном негативном результате действия не позволяет новичку проехать на машине, не совершив аварии, или начинающему туристу перейти пропасть по переброшенному через нее бревну (хотя по бревну, лежащему на земле, он ходит спокойно)» [133,297-298].

6.  В  общем отрицательные эмоции: «Отрицательные эмоции подавляют воспроизведение» [84,143].

Для достижения необходимого эмоционального состояния для эффективности саморазвития и самообразования можно предложить применять.

1.  самовнушения: «путь воздействия на психофизиологические функции организма связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не толь вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самоприказов, самопереговариваний и т.п.) давно используется в спорте для повышения эффективности тренировок, мобилизации внутренних резервов во время соревнований» [133,101].

2.  положительные воспоминания: «Если вы хотите почувствовать себя лучше и даже здоровее, применяйте положительные воспоминания» [140,51].

3.  эмоциональные стратегии: «Эмоциональные стратегии используются для того, чтобы  сохранить мотивацию управлять состоянием беспокойства, эффективно использовать свое время и продолжать сосредотачиваться на изучении данного задания» [222,575].

4.  установки: установки на продолжительное запоминание, постановка перед собой цели запомнить: «Установка может влиять не только на самый факт запоминания, но и на длительность запоминания» [84,116]; [95,180-181]  [84,136] [200,10]  [200,9].

5.  занятия физкультурой и спортом: «Занятия физкультурой и спортом очень полезны для улучшения настроения» [151,323-324].

6.  психологические тренинги, аутотренинги.

Такую работу можно предложить проводить регулярно самостоятельно студентам перед и во время работы по саморазвитию и самообразованию с целью создания и поддержания выбранного эмоционального состояния студентов, а также во время специальных занятий психологического сопровождения под руководством психолога и педагога.

Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что эффективность воспроизведений будет выше, если эмоции в момент воспроизведения соответствуют эмоциям в момент восприятия материала:  «если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память» [126,248-252]; [96,340] [96,341]. Следовательно целесообразно выбрать один вид эмоций в котором будет наиболее эффективно происходить воспроизведение и изучение материала. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что положительные, эмоции лучше отрицательных, следовательно использовать можно порекомендовать именно положительные эмоции.

 
 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

 
Версия для печати
В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free