Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги

Качество саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования может зависеть от уровня развития метапамяти: «процессы памяти зависят от общего умственного кругозора человека, oт знаний; имеющихся у него, от умений и навыков запоминания и припоминания, от привычек, которые выработались у него в этой области» [200,8]; [84,36] [220, 161] [155,433]. Следовательно, развитие метапамяти может являться достаточно важной предпосылкой эффективного саморазвития профессионально-значимых свойств личности и самообразования студентов, а достаточно развитая метапамять студента как будущего специалиста может выступать как профессионально значимое свойство личности. К тому же развитие метапамяти является одним из требований интенсификации познавательной деятельности как условия эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования (см. условие выше): «Максимальная интенсификация учения студента требует также обучения его способам и приемам работы» [205,270]. Однако в высших учебных заведениях в программе отсутствуют занятия и тренинги по развитию метапамяти.

Развитие метапамяти можно организовать посредством:

1) тренировок и упражнений;

2) изучения условий эффективной работы памяти (во время отдельных занятий, посвященных этим вопросам; уделяя несколько минут перед изучением материала на изучение условий эффективной работы памяти; во время предварительного и последующего за изучением самоинструктажа): «Все начинается со знания стратегий и заканчивается намеренным планированием, как их использовать для запоминания» [222,555];

3) отслеживанием выполнения условий эффективной работы памяти посредством самоконтроля: «Метапознание – это размышление о мышлении» [222,555] «Оказывается, что метапознание возрастает в своем объеме и точности по мере того, как мы больше используем его» [222,555].

Вначале можно порекомендовать отслеживать ход метапознания при помощи специальных средств (программных, самоконтроля), потом по мере приобретения навыков и умений эффективного метапознания, это отслеживание может становиться менее осознанным, с постепенным уменьшением приложения дополнительных усилий.

В этих способах развития метапамяти заложены как распределенные во времени виды саморазвития метапамяти, так и концентрированные во времени. Такая работа может организовываться как с использованием контроля педагога, так и с использованием самоконтроля, в зависимости от уровня развития личности.

1) Для такой работы необходим материал. То есть необходимо выделить условия эффективной работы памяти, которые предлагается изучать и использовать: «В целом определение оптимальных условий протекания мнемических процессов в конкретных практических условиях позволяет рационально использовать возможности памяти человека с целью обеспечения надежности и эффективности его деятельности» [84,36]. К сожалению, в психолого-педагогической литературе такого материала предоставлено в концентрированном виде достаточно мало, этот материал кусочно раскидан по разным источникам, и на то чтобы отыскать подходящий материал необходимо затратить много времени: «неудачи с извлечением информации из памяти позволяют поставить несколько интересных вопросов. Почему такое происходит? … Каким образом человек осуществляет припоминание источников, доводов или материала, соответствующего ходу его мысли? Что способствует успеху в подобных действиях? … Они касаются реального использования памяти в понятных людям ситуациях. Поэтому печально обнаружить , что в обширной литературе по психологии памяти ничто не поливает на них достаточно света, в результате чего любому, кто желает изучать подобные проблемы, приходится начинать с нуля» [95,13]. Поэтому для организации работы с таким материалом в процессе наших исследований условия эффективной памяти были нами выделены и сконцентрированы в едином списке (см. приложение 1). Также, с целью использования в процессе развития метапамяти, были выделены условия эффективности воспроизведения информации из памяти студентов в процессе познавательной деятельности и условия уменьшения эффективности работы памяти студентов в процессе познавательной деятельности.

 

 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

 
 
Версия для печати
В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free