Психология самообучения, самообразования

Пользователь
Не зарегистрирован
Тэги
Элементы отсутствуют

Все теги

Совершенствование саморегуляции способствует повышению эффективности саморазвития и самообразования, развитию личности: «Состояние комфортности, удовлетворенности и ситуативного покоя – показатель реализованной саморегуляционности, возникающее при реализации потребности /личностное саморегулирование/ и при реализации социальной обязанности /профессионально-педагогическое саморегулирование/. Последнее способствует развитию личности» [203,29]. Следовательно, достаточно высокий уровень саморегуляции способствует повышению качества самообразования.

Кроме того способность к саморегуляции может являться одним из профессионально значимых свойств личности. Саморегуляция является важным фактором в жизни студентов: «Жизнедеятельность юношества непосредственно связана с саморегуляцией поведения» [204,117]. Следовательно, саморазвитие саморегуляции должно являться управляемым направлением саморазвития. В работах Сохранова В.В. [203] [204] предлагается достаточное количество способов развития саморегуляции, в том числе применимые во время саморазвития и самообразования и с целью саморазвития. Перечислим некоторые способы, условия и рекомендации, применимые к саморазвитию саморегуляции.

1. Развитию саморегуляции может способствовать теоретическая подготовка к саморегуляции поведения: «Учитывая особенности развития, мы выделяем три направления в работе по завершению формирования опыта саморегуляции поведения: - специальное изучение основ саморегуляции на всех трёх уровнях в учебно-воспитательных учреждениях (старшие классы школ, техникумы, вузы)» [204,98].

2. Во время саморазвития саморегуляции можно руководствоваться этапами личностного и педагогического саморегулирования, предложенными профессором Сохрановым В.В. [203] [204]: [203,31].

3. Развитию саморегуляции также способствует спортивные тренировки и занятия: «Непременным условием формирования опыта саморегуляции является спортивная деятельность юношей и девушек» [204,118].

4. Развитие саморегуляции можно осуществлять посредством повышения качества саморазвития самодисциплины и ответственности: «Самовольность мышления и поступка как основа саморегуляции невозможна без самодисциплины и ответственности» [204,78-79].

5. Развитие саморегуляции осуществляется посредством активной деятельности и работы над собой: «Рассмотрение взаимосвязи формирования опыта саморегуляции поведения и различных видов деятельности позволяют утверждать, что: - деятельность - ведущая детерминанта формирования системы умений и навыков саморегуляции поведения» [204,63].

6. Эффективности саморегуляции способствует повышение значимости изучаемых предметов: «качественное развитие умений и навыков саморегуляции поведения во многом зависит от значимости учебного предмета» [204,59].

7. Саморазвитию саморегуляции способствует развитие когнитивной, волевой, эмоциональной составляющей личности, а также саморазвитие уровня воспитанности личности: «Эффективность регуляции индивидом своего поведения основывается на развитии когнитивной, волевой и эмоциональной сфер личности. Она характеризует уровень воспитанности человека» [204,6]. Некоторые из перечисленных свойств личности могут развиваться в процессе познавательной деятельности. Совершенствование познавательной деятельности имеет и обратный эффект, то есть является фактором совершенствования саморегуляции, и может использоваться как средство совершенствования саморегуляции: «Познавательная деятельность, социально опосредованная в процесс обучения, ведущая детерминанта усвоения личностью опыта управления собой» [203,51].

 

 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

 
 
Версия для печати
В данном разделе записей нет.

Работает на Amiro CMS - Free